заметка о действии китайского чая вообще и пуэра в частности.
Мне не раз приходилось отвечать на многочисленные вопросы о воздействии чая, в части, - о психоэмоциональном воздействии пуэра.
Поэтому, дабы избежать повторения подобных вопросов, решил разложить всё по полочкам и высказать свою точку зрения на этот счёт - кратко и доступно.
Большинство подобрных вопросов инспирированы распространённым (особенно среди молодёжи) мнением, что китайский чай имеет некое особо выраженное воздействие, близкое к состоянию наркотического опъянения. Отсюда рождаются самые популярные вопросы на наших форумах: "а пуэр вставляет?", "а пуэр штырит?" Даже в поисковике Яндекс по запросу "пуэр" на третьем месте подсказка "пуэр вставляет", - что говорит об огромном количестве подобных запросов.
Начнём с того, что чай - это не наркотик (в общепринятом понимании этого слова), поэтому он не "штырит", не "прёт" и не "вставляет" - не стоит оперировать такой терминологией. Чай, без всякого сомнения, даёт сильный тонизирующий эффект, бодрит, в некоторых случаях наоборот - расслабляет, а если он высокого качества, то способен привести к довольно необычным состояниям. Но это абсолютно иное воздействие, которое гораздо тоньше, и его интенсивность и прочие факторы могут зависеть от очень большого количества обстоятельств, - не столь всё однозначно.
Если говорить про определённые сорта чая, то наиболее яркими по действию многие ценители по праву считают улуны и пуэры. Например, качественный, дорогой Те Гуань Инь (китайский улун с юга провинции Фуцзянь) даёт очень интересное состояние, которое сложно спутать с чем-то другим - это и не алкогольное, и не наркотическое, а именно чайное опьянение. Шу и Шэн Пуэр даёт яркий тонизирующий эффект, ум становится ясным, появляются приятные ощущения в теле, человек становится более расположеным к общению. Белый пуэ р, в котором содержится гораздо большее количество типсов, чем в Шу и Шэнах, несмотря на более нежный и тонкий вкус, часто действует ещё сильнее. Значительно способствует усилению эффекта правильное, китайское заваривание ("пин ча", или расширенный, церемониальный вариант - "гунфу ча"), так как такой способ приготовления чая наиболее полно раскрывает его свойства. При этом важно понимать, что помимо качества самого чая, не меньшее значение имеет каждая деталь - от настроения участников чаепития до того, в каком пространстве оно проходит.
Отдельное внимание стоит обратить на тот факт, что все ощущения довольно тонки, волна чайного состояния очень длинная, и как "накатывает" так и "откатывает" довольно долго, в отличие от сравнительно грубого эффекта кофе и прочих стимуляторов с содержанием кофеина и других активных веществ.
Изюминка хорошего чая ещё и в том, что он обладает целым набором вкусовых и обонятельных качеств, которые, дополняя эффект активных веществ, делают чаепитие событием, наполняющим в полной мере чашу восприятия.
Вообще, практически любой качественный китайский чай в той или иной степени изменяет состояние сознания. Однако, сравнивать это изменение с какими-либо психоделическими или диссоциирующими нелегальными "изменителями", наносящими, порой, непоправимый вред психике и\или физическому здоровью, не стоит ни в коем случае. Напротив, чай способен помочь избавиться от таких зависимостей (подробнее об этом - здесь). Однако нельзя забывать и о том, что злоупотреблять чаем не стоит, всему нужно знать меру (подробнее о противопоказаниях и особенностях упоребления чая - здесь.)
Как говорят китайцы, "чай опьяняет своей трезвостью" - чай даёт ясное состояние сознания, которое одновременно и расслабляет и тонизирует - его довольно сложно описать, так как все подобные ощущения часто субъективны - проще попробовать.
В целом, хороший чай располагает людей друг к другу (именно поэтому в Китае бизнесмены очень часто используют совместное чаепитие как пространсво для коммуникации во время деловых переговоров), настраивает на созидательную активность, или медитативную сосредоточенность - кому как больше нравится. Бывает, что один и тот же чай, заваренный в абсолютно одинаковых условиях одним и тем